Автор: tech_dancer, 1 сентября 2018
Как вы думаете, что находится за спинами этих людей? Правильно, печь, а не акустические системы, как кажется на первый взгляд. Это фото сделано в середине 20 века в Германии, когда подобные печи уже не стали одним из главных предметов быта и отошли на задний план. Определения качеств людей тех времён по принципам "безпечный" и "обезпеченный" уже перешли в обычные нарицательные выражения, в смысл которых никто особо уже не вникал.
Тема подобных печей странного вида уже неоднократно уделяло внимание множество исследователей, в том числе ваш покорный слуга. И тем не менее, к ней приходится возвращаться по одной простой причине, а именно по мере погружения в матчасть всё больше понимаешь, что там далеко не всё так просто, как представлял себе ранее. Действительно, архивы выдают фото множества конструкций печей, которые не поддаются логике, к примеру вот такие.
Это не интерьер музея, а обычная печь в доме среднего сословия второй половины 19 века в Германии. Смущает даже не отсутствие топки и трубы, а верхняя часть данной печи. Для тех, кто не знаком с древней архитектурой, конструкция эта скорее всего ничего не напомнит. Но знающих людей это сразу натолкнет на визуальное сходство с некоторыми архитектурными элементами, например такими.
Это Самаркандские древности на момент их обнаружения Фон Кауфманом в 19 веке, именно как они выглядели тогда без всяких реставраций. Налицо та же ячеистая структура из вогнутых изразцов, только масштабы другие, видимо и назначения тоже другие. Можно констатировать только одно - наши предки умели управлять инфракрасным излучением и ещё какими-то аналогичными излучениями также легко, как это сейчас делают светотехники в театрах. Но чтобы управлять инфракрасным излучением, его надо как минимум получить. А как это удавалось, да ещё в печах со странной формой? Верхняя часть таких печей не даёт ответ на этот вопрос, например такая:
Или такая:
Или даже такая мечта Емели со странно приподнятой верхней частью:
Для чего нужен обведённый элемент в этих печах? Он является тупиковым для горячего воздуха, и вряд ли его поверхность работала на передачу тепла от сбора излучения от сгорающего внутри топлива. И если вдруг поверхность этой надстройки изнутри покроет толстый слой копоти, то она из системы отопления выпадает практически полностью. Тем не менее, функционал у неё какой-то был. В пользу этого факта говорит случайно обнаруженная картина неизвестного художника начала 20 века.
Как видим, по какой-то причине печь не совсем изящно доработали буржуйкой, очевидно, как раз для сгорания дров. Стоящая на заднем плане печь для дров не предназначена. Принцип её работы совершенно другой, но раз в неё врезали трубу, какой-то воздушный канал там всё же был. Случай такой топорной доработки печей совсем не единичен.
Что это значит? Только одно - в конце 19 века у подобных печей поменяли принцип работы, и какие можно было приспособить, приспособили под дрова. Камера для сгорания дров находилась в нижней части, а верхнюю часть оставляли или для красоты, или чтобы замаскировать трубу, или её просто невозможно было демонтировать без разрушения единой конструкции печи.
Вот она, та самая печь-буржуйка в хорошем смысле слова. Позволить такую могли себе только обезпеченные люди, которым не надо было ходить за дровами. Такая конструкция грела сама, спать и готовить на ней было дурным тоном, да и незачем. На это были специальные места и специально обученные люди. Главный её признак - она стояла в комнатах никуда не встроенной (и как правило в нишах), из неё (или в неё) выходили только дымоходы. Революционные люмпены по аналогии стали называть буржуйками всё, что визуально напоминало такую конструкцию, даже если это была железная бочка, приспособленная под дрова, с трубой в форточку. Собственно, и эту роскошную печь на фото тоже доработали. Чем же была вызвана эта повсеместная доработка печей (Россию это тоже не обошло)?
Ещё одна интересная деталь - в немецком языке подобная печь называется ofen (русский эквивалент - духовка). Сразу же напоминает российское жаргонное название мелких уличных торгашей - офеня. Именно им и приписывают возникновение специфического сленга, называемого феней. Другое их название - коробейники. Славились они тем, что у них полным-полна коробочка, есть и ситец, и парча. При окультуривании потребительского рынка в России 19 века эти коробочки перенеслись в торговые предприятия, и их можно видеть на многочисленных фото. Эти коробочки были совсем не те, что носили за плечами, а примерно такие.
Что-то подозрительно эти коробочки напоминают наши печи. Интересно, если это духовка, то каких духов она там собирала? Но это так, к слову.
Конструкций печей было очень много. Были даже комбинированного типа.
Дверца топки на нижнем фото - скорее всего тоже доработка под дрова. В оригинальных версиях печей их никогда не было. Для чего такие печи делали так неэстетично из двух половин? Скорее всего тут и есть то самое разделение свойств. Нижняя часть использовалась для выделения тепла, и стенки её были сделаны из теплопроводящего материала. А вот верхняя часть служила для добычи того, что рождало это тепло. И при этом использовались только края этой конструкции. Пространство в центре было не нужно, его даже открывали, видимо, для увеличения площади теплоотдачи.
Не удивляйтесь, это тоже печь, хотя больше похожа на комод. Это просто дизайнерская работа того времени. Ну и наверное пора углубляться в матчасть. Соответственно все печи вот подобного рода:
по умолчанию будем считать просто удачно снятым ракурсом, и сведём их секреты примерно к тем, какие есть на этой картинке:
и будем считать, что это обычные печи (хотя ко многим из них вопросы остаются). И рассматривать будем только те конструкции печей, где необычность технических характеристик очевидна и неопровергаема. Такие тоже есть, например вот эта:
Как показывает практика, если на старинных артефактах в определённой их части стоят крест или серп&молот, то именно там и надо искать подвох. Когда-то в этих местах и проявлялись эффекты древних технологий, и при их уничтожении одни идеологи воткнули туда свои символы, а пришедшие им на смену свои (если вообще посчитали нужным оставить этот артефакт). Эффект был расчитан на особенности человеческого визуального восприятия определенных предметов, как например сейчас номеров машин (психологами доказано, что информация с номеров машин считывается почти всеми людьми и формирует в голове определенный образ, и можно этим неплохо воспользоваться, воткнув например в номера латиницу или синий квадрат фона флага евросоюза). Корона с крестом на этой печи сразу же наталкивает на мысли о куполах готических храмов, которые довольно часто выполнены в таком облегченном виде. Получается, наша печь - это мини-храм? Не исключено. Еще больше таинственности придал обнаруженный рисунок.
Мало того, что определение печи упоминает какие-то заряды, но ещё и вопреки всем законам физики тепло из печи идёт сверху вниз и нагревает еду, стоящую на плите. И это не опечатка. На теплотехнических схемах дворцов того времени это отражено совершенно чётко.
Наши печи, стоящие в нишах, нагревают воздух и по системе скрытых каналов принудительно подают его в разные комнаты. Получается, что это и есть те самые пневматические печи или печи Аммосова, которые вроде бы у всех на слуху, но схем которых нет нигде. Но вот только не вяжется как-то их описание в источнике с выложенными выше фотографиями.
Пневматическая печь состоит из воздухонагревательной камеры, горнила и топки. Камера… ограждена со всех сторон кирпичными стенами и покрыта кирпичным сводом. За одной из поперечных стен приделано к ней горнило, в котором производится топка… Дым от горнила идёт прежде в разных изломанных направлениях, по кирпичному борову, проведённому вдоль камеры, а потом по значительному охлаждению ныряет вниз и вступает в чугунные приёмники нагревательного прибора. В этом приборе, состоящем из чугунных и железных труб, продолжает дым извороты свои, пробегая около 100 футов, и потом уже вступает в дымовую трубу здания… Из-под свода камеры разведены духовые (жаровые) каналы в стене здания для передачи в покои гретого воздуха. Внизу, близ пола, — другие каналы, доставляющие в камеру непрерывно свежий внешний воздух. Они устроены так, чтобы этот воздух, протекая быстро в камеру, устремлялся на первые чугунные приёмники, обдувая их беспрестанно… Всё устроено таким образом, чтобы металлические приборы никакой сильной и долговременной топкой перегреть было невозможно. Одна пневматическая печь может нагревать от 100 до 600 куб. саженей вместимости, заменяя собой от 5 до 30 голландских печей.
Даже если абстрагироваться от приведённого устройства и размеров этой самой печи Аммосова, в описании чётко сказано про топку и гуляющий дым. А где их можно найти здесь?
Или здесь:
Или даже здесь, где сама печь спрятана за перегородки:
По всем описаниям эти печи называют фаянсовыми печами, и топки внутри них не может быть по определению, ну и гуляющего дыма по понятным причинам тоже. В этом видимо и есть секрет обезпеченных людей - незаметно спрятанное в нише подобное отопительное устройство могло отапливать значительную часть дома или дворца. И это и есть те самые змеевики, которые описаны здесь. Но вернёмся к печам Аммосова.
Аммосовская печь была впервые опробована в 1835 году, в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге, где отапливала огромные залы Императорской Академии художеств. Одно подобное устройство заменяло около тридцати использовавшихся в XIX веке «змеевиков» — предтечей радиаторов отопления (первая «аммосовская печь» по сей день хранится в подвалах здания). После того, как аммосовская печь была запущена в Зимнем дворце, эффективность устройства произвела такое впечатление на императорскую семью, что российский монарх Николай I пожаловал генералу Аммосову золотую медаль и две тысячи десятин земли (2185 гектаров).
Зачем в 1835 году надо было изобретать велосипед, если по всему миру он уже до этого работал, и был более совершенной конструкции? Или Николай I сознательно пошёл на технический регресс и начал с себя, или про печи Аммосова в истории наврано с три тех самых короба (ну кроме факта, что они действительно были). А скорее всего, борьба с этими бестопливными печами началась с Российской Империи (после 1812 года), и вот тогда то и возникли эти печи Аммосова как адаптация того что было на дровяное отопление. И всё это шло синхронно с другими непонятными реформами, которые описаны здесь. Вопрос - кто выиграл в той войне? В Европе начали бороться с этими печами несколько позже, видимо были на то причины. И почти до самого 20 века эти печи продолжали там благополучно работать.
А как эта печь могла гнать воздух? Собственно, ничего сложного тут нет. Что-то похожее было описано в технологическом процессе изготовления светильного газа, когда нагнетаемый горячий воздух или пар вызывал сухую перегонку сырья. Технически это сделать не сложно. Двигатели Стирлинга были известны ещё в 17 веке. Другой вопрос - а что там было источником нагрева? Явно не дрова. Глядя на фаянсовые печи, можно подумать что угодно, но только не это.
Это ещё один доработанный экземпляр фаянсовой печи. Видно, что по телу сооружения идут трещины. Очевидно, или внутри пробовали что-то поджигать, или, что скорее всего, нанесли внешнее механическое повреждение. Вес у этой печи вполне приличный. Почему она не разваливается?
Аналогично и здесь. Кракеллюры идут по всей нижней части. Эта печь не в проектном положении, судя по всему, её сняли на выброс и временно поставили в уголок. Стойкое ощущение, что внутри этого фаянса арматура. Что же могло греть эту печь? Попадаются и такие конструкции печей.
Обе печи явно выполнены из изразцов. Нижняя, хотя и тоже содержит следы доработки, имеет очень узкую верхнюю часть, причём тоже из изразцов и под уклоном. На чём там могли держаться эти изразцы, чтобы не разваливаться от нагрева? Стоп, начинаем думать. А для этого снова используем сайты продажи антиквариата, где можно найти подробные фото нужного со всех сторон.
Как видим, наши изразцы имеют отверстия на румпе. Собственно, это не новость, все знают, что они крепятся к кладке при помощи железных прутьев и проволоки. Угловые изразцы имеют горизонтальные отверстия, простые-вертикальные. Одно маленькое Но - а если кладки нет? Ответ очевиден - эти прутья можно соединить во вполне жёсткий металлический каркас и нанизать на него изразцы так, что они будут держаться вечно. Кроме того, всегда посещали мысли на тему почему изразцы делаются с румпами, и тем самым прислоняются к кладке печи с почти гарантированным воздушным зазором, что ухудшает теплоотдачу. Диагноз ясен - в данном случае изразцы нужны не для теплоотдачи, а чтобы прикрыть собой железный металлокаркас. В старинных печах подобного толка изразцы на нагрев окружающего воздуха совсем не работали, или это был побочный эффект. И ещё одна маленькая деталь - мало кто знает, что керамика имеет повышенную магнитную проницаемость. Благодаря ей археологи даже ищут подземные водоводы прошлых цивилизаций. А теперь взглянем ещё раз на главное фото, и мы поймём, что там керамические изразцы - это линзы для инфракрасных лучей. А все наши фаянсовые печи есть не что иное, как модель обычного храма, и все стенки в них - такие же как в храме, с металлокаркасом.
У этой печи, как собственно и у других, налицо все составные части храмового здания, как то крест, купол, барабан и здание. И вот внутри этого "здания", которое и было снизу и которое дорабатывали топочными дверками, и шёл процесс нагревания воздуха. Обведенные символы прямо указывают на то, что и в печи, и в нише, в которой она стоит, есть армированные колонны. И в итоге мы получаем такой же вид бесплатного отопления, как и описанный здесь, разве что с небольшими отличиями. Над нишами в зданиях как правило всегда над кровлей стояли те самые дымовые трубы, из которых никогда не шёл дым. Действительно, а зачем ему куда-то идти?
П.С. Для интересующихся прилагаю ещё некоторое количество видов старинных печей.
P.P.S. Статьи по ссылкам в тексте, ведущим на tart-aria.info, будут опубликованы позже!