"... не выхожу я, из ресторана..." - пел недавно ушедший от нас знаменитый Вилли Токарев. Данный исполнитель посвятил ресторанной культуре очень много своих песен. Почему он так воспевал эти заведения? Рестораны у узкой группы людей, имеющих деньги и умеющих их добыть, всегда являлись символом отличного беспечного времяпровождения и сброса этих самых денег. Действительно, зачем скупая жизнь нужна, ведь завтра может быть война (тоже из репертуара того исполнителя). Кстати, от выступлений в ресторанах Вилли Токарев и начал приобретать широкую известность до такого масштаба, что его песни летели на закате СССР практически отовсюду, где были магнитофоны. А что притягательного было в этих ресторанах? По большому счёту, еда и музыка. А может, еда и музыка остались традицией от нечто другого, что ранее имелось в тех же ресторанах?
Но не только Вилли Токарев воспевал ту самую ресторанную культуру. Она присутствует в произведениях почти всех известных исполнителей отечественного шансона. И не только исполнителей шансона, но и других творителей искусства, в первую очередь поэтов. Интересно, а чем рестораны притягивали поэтов? Наверное, как и всех людей. Кстати, о поэтах. Читатели поколения нулевых (если вы тут есть), попробуйте осилить такое вот стихотворение.
Вместо тепла - зелень стекла,
Вместо огня - дым,
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.
Полагаю, ничего, кроме набора слов, для себя вы тут не найдёте. Собственно, и люди более старшего поколения, не слышавшие эту песню Виктора Цоя, тоже ничего другого не найдут. А те, кто помнит эту песню, воспринимают её совсем по-другому, с морозом по коже, как в старые добрые времена. Это к тому, что музыка, сопровождающая этот набор слов, неким образом воздействует на мозг и превращает эту информацию в качественно иное душевное состояние. Таких примеров много. Есть певец Рома Зверь, у которого более конкретный набор несвязанных фраз, но музыка волшебным образом и это трансформирует так, что кому-то нравится. Такое вот у неё есть магическое свойство, которое мы отложим в памяти. Это нам понадобится чуть позже.
Ну, и по просьбе читателей, попробуем реконструировать те самые рестораны прошлого. А для начала посмотрим, что там про них говорит нам официальная история.
Рестора́н (от лат. restauro, восстановить, крепить) — предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные. Блюда, как правило, подаются и съедаются на месте в ресторане, но многие рестораны также предлагают блюда на вынос и доставку еды, а некоторые предлагают только вынос и доставку. Рестораны сильно различаются по внешнему виду и предложениям, включая большое разнообразие кухонь и видов обслуживания, от недорогих ресторанов быстрого питания до семейных ресторанов со средней ценой и дорогих заведений класса люкс.
Китайцы придумали рестораны в том виде, в каком они существуют сегодня. Рестораны там уже были в период правления династии Тан (618—906 гг.) Один из старейших ресторанов в мире — «Бакит Чикен Хаус», открытый в 1153 году в городе Кайфынь. Отдельные рестораны в Ханчжоу, культурном, политическом и экономическом центре Китая во время династии Сун специализировались на какой-то одной конкретной пище.
Впервые слово ресторан было применено в отношении предприятия питания около 1765 года, заведение основал парижанин, продавец бульонов по имени Буланже (Boulanger). Он разместил над входом в своё заведение такую вывеску на латыни: «Venite ad me omnes, qui stomacho laboratis et ego restaurabo vos» — буквально означающее: «Придите ко мне все страждущие желудком и я вас восстановлю».
Запомним этот выделенный китайский город, к нему мы ещё вернёмся. А пока порассуждаем. С чего бы вдруг рестораны каким-то образом восстанавливали человека? Согласно произведениям того же Вилли Токарева, рестораны человека наоборот перегружали, количеством выпитого в первую очередь. Кого-то даже из этих ресторанов выносили (полагаю, всем знакомо). Это уже скорее антивосстановление. Может быть, имелось в виду обычное употребление пищи? Тоже не вариант. Любителей чревоугодия такое не менее перегружает. А у простых людей обычным способом утоляет голод, как впрочем и дома на кухне - никакой разницы. Значит, назначением ресторана в прошлые времена было нечто другое. Восстановление тут шло как-то совершенно иным способом. Но как?
Здесь, наверное, следует рассмотреть некоторые изображения внешнего вида ресторанов того времени, т.е. первой половины 19 века и ранее.
Это тот самый ресторан на горе Риги в Швейцарии, на каком-то из уголков её вершины. Добираться до него было в общем не близко и не быстро (по тем временам), и сложно подумать, что народ ездил сюда просто пообедать. Или даже продолжительно поужинать. Какие достоинства имел такой отдых? Разве что потребление чистого горного воздуха. Остальное можно было себе позволить и внизу. Тем не менее, просто так подобное заведение так далеко никто возводить бы не стал. Какое-никакое, но оно требует существенных средств на эксплуатацию.
А это Бразилия середины 19 века. И мы тоже видим ресторан (хоть и плохое качество, но видно). Немного странной формы, но тем не менее подпись под фото прямо идентифицирует это сооружение. Только столы со стульями, как ни странно, стоят на улице. Может, там была генеральная уборка? Кто его знает...
А это уже ресторан в Германии. Интересный ресторан, более похожий на произведение русского деревянного зодчества. Но в России такие дома остались практически только на старых чертежах. Кого обслуживал такой ресторан? Верхние этажи его кажутся больше, чем нижний. Или весь секрет был совсем не в нижнем этаже? Очень интересно.
А это уже Франция. На заднем плане стоит хороший такой ресторанчик. Интересно, зачем ему такие башни в конструкции здания? Хотя все уже наверное знают, что кухня ресторана нуждается в энергоносителях по понятной причине, а это и есть пример энергетики прошлого. Как впрочем и похожие аналогичные конструкции на предыдущих фото. Блюда же нужно подвергать термической обработке. А где же тут восстановление (реставрация)?
А это уже Нью-Йорк, Бродвей. И перед вами ещё один пример старого ресторана. Наверное, в таком ресторане и начинал выступления Вилли Токарев, сам не зная, где тут реставрируют. Америка в этом плане уникальная вещь. Впрочем... стоп. А как же Россия с её кабацкой культурой?
Это Керчь, ресторан возле Графской пристани. По преданиям, здесь был причал для особых гостей, в т.ч. и царской фамилии. И они сразу с борта шли откушать водки (как вариант) и отдохнуть. Подобных сооружений, в частности в Крыму, было в те времена достаточно много. Возможно, они были и в других местах Империи, точных данных по этому поводу не сохранилось. Но не стоит путать это с кабаком, об этом чуть позже. Что вообще объединяет эти сооружения из разных уголков мира?
Не будем заходить издалека. Все эти сооружения использовали энергетику прошлого, о чём говорят купола, шпили и прочая атрибутика. Какие-то заведения были капитальные, но были и легковозводимые, деревянные. Возможно, их делали только на летний сезон, как например на море. Ничего необычного, то же самое делается и сейчас, только без куполов и шпилей. Но вернёмся в Америку.
Если бы не надпись на фото, можно было бы подумать, что перед нами храмовый комплекс. Такое заведение явно рассчитано на большое число людей. Трудно поверить, что это ранний Макдональдс. Можно подумать, что такие сооружения сделали специально для какой-нибудь выставки. Но факт таких странностей не единичен.
Это снова Швейцария, и один из ресторанов того Цюриха. Есть сильное подозрение, что верх над куполом этого здания отретушировали - уж очень непропорционально выглядит шпиль. И тем не менее, это ресторан. Огромный ресторан. Очевидно, народ предпочитал общественное питание. Или он шёл туда всё же не за питанием? Ну, например, за духовной пищей?
Были и такие экземпляры. Америка не перестаёт удивлять своими ресторанами. Не исключено, что Парфеноны и прочие подобные артефакты были обычными ресторанами, просто некая историческая сила их слегка подразрушила, чтобы потомки долго разгадывали их назначение. А что? Если посбивать все шпили и поставить на их место статуи, получится просто храм, или может быть храм культуры. Даже статуи можно не ставить, а оставить пустое место. Античная архитектура есть большая загадка. Но это шутки, и между тем упорно посещает мысль, что эффект этих зданий везде был одинаков. И где-то его использовали под какое-то загадочное восстановление человека. А каким образом?
Но дальше - больше.
Это обычный рисунок из швейцарского архива, только подписан он странно - "в ресторане". Что, окружающее пространство и есть ресторан, а в здании его нет? Похоже на то, судя по фонарям. Народ просто сидит за столиками, и пьёт что-то из чашек. Вроде бы ничего странного, но сейчас такие заведения называются кафе. Кстати, ещё в то время встречается много заведений, называющихся "кафе-ресторан". К этому мы тоже вернёмся.
Как вы думаете, в армии нужны рестораны? Ответ очевиден. Вспоминается один армейский анекдот. Но речь не об этом. Судя по надписи на фото сверху, это именно ресторан. Становится всё больше фактов, что ресторан и принятие пищи - абсолютно посторонние понятия, волею судьбы объединенные друг с другом, и совсем недавно. Может быть, приём пищи каким-то образом сочетался с посещением ресторанов, но был он скорее опциональным, чем обязательным мероприятием. Даже может быть, что посещение ресторанов изначально планировалось надолго, и человеку надо было банально утолять голод.
И рестораны были также уличными, и даже мобильными, вплоть до походных палаток. Как видим, загадок становится всё больше. И как их решать?
Вернёмся к тому случаю, когда заведения именовали "кафе-ресторан". Странное название, правда? Никто же сейчас не говорит "сортир-туалет", это оба случая слов-синонимов в европейских языках. А что сейчас мы подразумеваем под словом "кафе"?
Кафе (от фр. Café; буквально — «кофе») — заведение общественного питания и отдыха, похожее на небольшой ресторан, но с ограниченным по сравнению с рестораном ассортиментом продукции, также, возможно, — с самообслуживанием.
Кафе — Предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары. По месторасположению: стационарное и уличное. Кафе могут располагаться в отдельных зданиях, но чаще, в отличие от большинства ресторанов, это помещения внутри здания (чаще на первых этажах) или же пристройки к ним. Другой вид кафе — придорожные. Чаще они располагаются в отдельных зданиях у дорог федерального или местного значения. Также распространены и сезонные кафе — у берега моря, реки в определённые месяцы, чаще тёплого периода (но, например, на горнолыжных курортах, наоборот, в зимний период). Часто около зданий кафе есть кафе на открытом воздухе с выносными столами и стульями. В странах с умеренным климатом они действуют в тёплый сезон.
Вроде бы всё понятно - у кафе, в отличие от ресторана, более малый поток посетителей. В России даже есть ГОСТ, который разграничивает данные предприятия общественного питания. Это всё хорошо, только в 19 веке никто подобного не знал. По каким соображениям там различались кафе и рестораны? И почему эти два определения одновременно могли дать одному заведению?
По наиболее правдоподобной версии, первую в мире кофейню под названием «Мактаб аль-ирфан» («Круг мыслителей») в 1554 году открыли в Стамбуле два сирийских купца. Существует версия, отдающая приоритет первого кафе в Европе заведению («кафана»), открытому в Белграде в 1522 г. на нижнем Дорчоле (серб. Дорћол), после захвата города турками. В заведении подавали только кофе, кальяны и трубки. В Америке первая кофейня была открыта в 1670 году в Бостоне Уильямом Пенном. В Европе (Австрии) — кофейня Кульчицкого в Вене, основанная после венской победы в 1683. Первая кофейня на территории Речи Посполитой была основана в Варшаве в окрестностях Саксонского сада в 1724 году, во время правления Августа Сильного.
Если отбросить всю ненужную шелуху из официального источника, то можно сделать вывод, что слово "кафе" имеет восточное происхождение, и в Европу оно пришло с турками. Но почему там подавали только кофе, кальяны и трубки? Это восточная культура. В тех кафе не было цели принимать пищу. Что такое кальян и трубки на востоке, полагаю, представлять не надо. Но всё таки кофе нарушает закономерность в этом понятном ряду объектов потребления. Почему именем этого напитка во Франции назвали подобные заведения?
Открытие кофе относится приблизительно к 850 г. н. э., но полное признание его пришло много веков спустя. Первоначально в качестве тонизирующего средства употреблялся не отвар обжаренных зёрен, а непосредственно сырые кофейные ягоды. Чуть позже в Йемене начали готовить напиток из зрелой высушенной мякоти кофейного плода, получая напиток — «гешир» (он же кишр) — так называемый «белый йеменский кофе». Лишь в XII веке из сырых кофейных зёрен стали готовить напиток, а ещё столетия спустя начали срывать плоды с кофейных деревьев, сушить зёрна, обжаривать и измельчать, а получившийся порошок заливать горячей водой. Арабы добавляли в него различные пряности — имбирь, корицу. Также смешивали напиток с молоком. До XIV века кофе произрастал в Эфиопии в диком виде. После кофейное дерево было привезено на Аравийский полуостров. В XVI веке стал широко распространяться в Османской империи. В конце XVI века европейские торговцы начали закупать кофе в арабских портах и привозить в Европу. Согласно легенде, в середине XVII века мусульманский пилигрим тайно вывез кофейные зёрна в Южную Индию. Оттуда в конце XVII века голландские торговцы тайно вывезли кофейное дерево на Яву и Суматру. Это послужило концом арабской монополии на выращивание кофе. Около 1555 года в Стамбуле была открыта первая публичная кофейня. Историки утверждают, что визирь Мехмед Кёпрюлю однажды переоделся простолюдином и отправился по кофейням, чтобы послушать, что говорят о власти. И, как оказалось, не услышал ни одного доброго слова, после чего царедворец велел закрыть все кофейни, а кофе запретить.В Англии кофейни долгое время считались мужскими клубами, и в 1674 году женщины, недовольные тем, что мужей не вытащить из кофеен, написали «Женскую петицию против кофе». Согласно легенде, широкое распространение кофе в Европе связано с именем купца Юрия-Франца Кульчицкого, который в 1686 году после победы Австрии в Венской битве якобы открыл в собственном доме первую кофейню в Вене. По другим сведениям, первую кофейню в Вене и в целом в Европе открыл в 1685 году армянин Ованес Аствацатур (известный в Европе как Йоханес Диодато).
Историю кофе можно продолжать очень долго, но полагаю, многое прояснилось. Действительно, именем этого напитка и назвали скорее всего все кафетерии. Интересно, чем же так эти заведения привлекали английских мужчин? Кофе, как известно, не водка, много не выпьешь. Уж не употребляли ли там что-то другое? История умалчивает.
А что это за белый йеменский кофе? Название что-то упорно напоминает ещё один восточный напиток - кефир.
Кефи́р — кисломолочный напиток, получаемый из цельного или обезжиренного коровьего молока путём кисломолочного и спиртового брожения с применением кефирных «грибков» — симбиоза нескольких видов микроорганизмов: молочнокислых стрептококков и палочек, уксуснокислых бактерий и дрожжей (всего около двух десятков). Однородный, белого цвета, возможно небольшое выделение углекислоты. Слово кефир — кавказского происхождения. Сравнивают с мегр. kipuri «простокваша, приготовляемая в мехе» (изолированное слово в мегрельском языке), с карач.-балк. gǝрǝ «кефир», осет. kæpy/kæpu «кефир».
Странно. И тот, и другой белого цвета. Вот только версия с происхождением названия на Кавказе очень сильно поддаётся сомнению. Как известно, Кавказ до присоединения к России существовал практически автономно, что сложилось исторически. Благодаря этому народы Кавказа и сохранили свою самобытность, и хранят её до сих пор. И во многом отторгают ненужные им проявления цивилизации, как например, государственную власть. Там во все времена (да и сейчас) решают все проблемы по своим законам. Народы Кавказа не стремились проникать в культуру соседних народов, и в свою очередь не пускали чужую культуру к себе. Очень сложно поверить, что название молочного напитка пришло в мир именно с Кавказа. Скорее всего, как часто бывает, "историки" с какой-то конъюнктурной целью перенесли географию названия в другое место. Зачем?
Поскольку арабский язык достаточно редкий, для дальнейшего воспользуемся услугами электронного переводчика. Кефир по-арабски - الكفير مشروب فوار. Что-то похожее на сочетание "напиток удовольствия". Или, как говорят у них, кайфа (كايف). Стоп. Какого кайфа? Того самого кайфа, которого так любят европейские хипстеры. Картина начинает проясняться.
Кайф (от араб. كايف — «удовольствие, наслаждение», часто через тур. keyif) — заимствованное из арабского языка слово, используемое в русском языке (и также на иврите) для обозначения приятных эмоций и ощущений в целом.
Впервые в русском языке слово «кайф» («кейф») официально зафиксировано в 1821 году. Именно в этом году О. И. Сенковский, рассказывая о своих путешествиях по Египту, объяснил, что такое «кейф»: "Путешественники, бывшие на Востоке, знают, сколь многосложное значение имеет выражение кейф. Отогнав прочь все заботы и помышления, развалившись небрежно, пить кофе и курить табак называется делать кейф. В переводе это можно было бы назвать наслаждаться успокоением". Обозреватель журнала «Вокруг света» А. Синельников в 1967 году в своей статье о Шахи Зинде писал: "На Востоке есть такое слово — кайф. Его произносят с придыханием, закатывая глаза, и вкладывают в него куда больше содержания, чем в понятие «отдых». Кайф — это Отдых в Оазисе. Это прохлада и тень. Это покой после бесконечного пути по раскалённым барханам под раскалённым небом. Кайф — это когда исчезает жёлтое одиночество песков и ты вдруг видишь, что небо голубое и тихое."
М-да... Скорее всего, наше кофе получило своё название не от какой-то провинции Кафа в Африке, где его как будто начали добывать. Оно его получило от заведения, где его стали пить. И это всего лишь искажённое то самое арабское слово, означающее предел удовольствия. И похоже, пить кофе стали гораздо позже появления тех самых заведений. И первое такое заведение стало известным в том самом китайском городе Кайфын. Каким образом стало известным - другой вопрос. Может, как всегда, первым обнаружилось в летописях. А может, это место с древних времён известно такими вот традициями получения удовольствия. И язык был один, от Китая до Африки. Не важно, как его писали - вязью, кириллицей или ещё как-нибудь. Про это тоже можно написать очень много.
А наши рестораны есть всего лишь европейские версии тех самых восточных заведений, или кафе. В ресторанах как раз получали тот самый "отдых в оазисе". А в мобильных ресторанах - после долгого пути, например в армии. Это был реальный отдых с полнейшим отключением от тревог. Сейчас его можно получать только после медицинских препаратов. И существовали такие места отдыха практически всегда, пока гомо сапиенс владел технологиями эфирных вибраций.
Взгляните на главное фото одного из американских ресторанов второй половины 19 века. Чтобы не возвращаться, покажу увеличенный фрагмент.
Как видим, столы аккуратно сложены на улице. Их явно не заносили в стоявшие рядом беседки. Для чего предназначались эти беседки? Ну точно не для красоты. Это и есть та самая разновидность кафе, или места для получения кайфа. Только кайф создавался не запрещёнными препаратами, а колебаниями эфирных волн. Или тем самым продуктом, который вырабатывали купола и шпили. То же самое происходило в храмах, которые были предназначены для людей попроще, но цели были одни и те же. В России это называлось получением божьей благодати. Приём пищи здесь был скорее всего второстепенным делом. Примерно как трапеза, которую осуществляли в трапезных при каждом серьёзном храме.
В англоязычных странах, например, подобные заведения почти повсеместно назывались чайными киосками. Их строили, как и везде, в удалённых местах и не только. Почему-то там избегали названий типа "кафе". Может быть, ментальность не позволяла брать в язык арабские названия. Может быть, там знали истинный смысл слова "кафе", и культура не позволяла проявление таких пошлостей. Сейчас уже судить об этом трудно.
И если эти выводы имеют право на существование, то вылезает много интересных фактов. К примеру, ранее в исторических источниках мелькало определение "бал-ресторан". Иллюстраций такого мероприятия сохранилось в архивах достаточно много. Что такое бал на самом деле, можно прочитать здесь.
Это явные пляски людей навеселе, наверное, в таком же кафе-ресторане. Как вы думаете, кому и на какую больную голову удалось придумать бальные танцы? Какое удовольствие можно получать от таких кривляний (лично моё мнение)? Но всё становится понятным, если люди от переизбытка кайфа входили в неадекват и начинали его проявлять, и каким-то образом было необходимо причесать это броуновское движение. Даже сейчас это неплохо было бы применить в заведениях, где употребляют экстремальные коктейли. А маскарад придумали для того, чтобы никто не знал, кто и под каким костюмом отрывает душу. А может, был усиленный позыв на ролевые игры, тут уже кого на что. Как там в пословице, кто любит попа, а кто попадью.
Это место для проведения бала в Париже. Место красиво обрамлено арками, стоят даже бутафорские пальмы с лампочками. А может, в то время в Париже действительно росли пальмы, и на них вешали лампы, как сейчас на деревья вешают китайские гирлянды. В центре стоит такая же беседка, или музыкальный киоск. Народа не очень много, понятно, что это день.
А ночью в том месте всё то же безграничное веселье и светло как днём от фонарей. И оркестр старается вовсю. Как вы думаете, было бы слышно оркестр возле импровизированных арок? Конечно же нет. Его бы заглушал скрип башмаков и гогот толпы. Значит, танцевали тут совсем не под оркестр.
Рудименты этих музыкальных киосков сохранились по всему миру по сей день, только без шпиля и корнишонов. На них уже никто не обращает внимание. А что они делали? Представьте, что инструменты музыкантов колебаниями своих струн модулировали эфирные волны, которые вырабатывал киоск. И начинался всеобщий экстаз. Кто хотел, тот отдыхал. Кто хотел, подпрыгивал в идиотическом стиле. Полнейшая произвольная программа. Музыку слушали не ушами, а мозгами. Точнее, ушами её тоже слушали, но она была совершенно побочна. Примерно так, как с историей про поэзию Виктора Цоя (см.выше), только здесь в роли поззии была обычная классическая аудиомузыка. Она была нужна постольку-поскольку. Главный эффект создавала не она. Сама эта классическая музыка без эфирных волн смотрелась как простые стихи без музыки, и многих она не интересовала. И сейчас, надо отметить, интересует мало и с каждым годом интересует всё меньше. Её были вынуждены слушать, т.к. джаз, рок и поп после пропажи эфирных волн и киосков изобрели далеко не сразу. Наши дискотеки, тем не менее, по сравнению с таким реально работающим киоском смотрятся очень вяло и бледно.
Но и это ещё не всё.
Многим известно происхождение французского названия предприятия общественного питания "бистро". Кто не знает, можно привести официальную версию происхождения этого названия.
Популярная этимологическая версия связывает французское слово bistro с русским быстро. Согласно этой версии, во время оккупации Парижа 1814 года русские казаки требовали от французских официантов, чтобы те их обслуживали побыстрее. Так, по этой версии, и возникло название для заведения, где блюда готовятся и подаются вскоре после заказа.
Эту историю с некоторыми оговорками можно считать правдивой. Но в этом случае сразу же вспоминается монолог известного сатирика о том, как при позднем социализме советский гражданин попал первый раз за рубежом в отель (ну или примерно так). После увиденного счёта он произнёс одну загадочную фразу, примерно как "манать я не хотел этот hotel". Никакой аналогии с бистро не находите?
Слева от кафе отель. Обратите внимание на его крышу. Кто и чего там хотел? В Швейцарии, кстати, попадались отели с двойным названием Hotel&Gasthaus. И снова получаем "туалет-сортир". Впрочем, нетрудно догадаться, кто и чего там хотел. Установка на крыше пробуждала совсем понятные биологические желания. И неспроста почти всегда рестораны сочетались с отелями. Кто и с кем там отдыхал, не суть важно. Не просто же так название музыкального инструмента - органа в латыни "Orgel" родственно с названием биологического проявления. Эффект, видимо, был тождественным. Отдыхать, как говорится, так отдыхать.
Примерно такими эти рестораны и дошли до наших дней, только без лишних архитектурных деталей. Внизу ресторан, вверху номера. Вспоминается герой экранизации бессмертного произведения Булгакова (Ильфа и Петрова), который, выпив водки, разошёлся и пытался затащить свою юную спутницу в номера. Все помнили эту ресторанную традицию, только водки в ресторанах ранее второй половины 19 века не было. Её ввели уже потом, когда не стало эфирных волн. И так рестораны, по крайней мере в России, стали кабаками. А может, они имели свои названия, ныне забытые. Тут ещё историкам работать и работать.
Что же стало с такими кафе-ресторанами?
Это тот самый ресторан на горе Риги в Швейцарии. В 19 веке (а может, и позже) он таинственно сгорает. Такая же судьба ждёт все подобные постройки по всему миру. После пожаров их никто не восстанавливал, по крайней мере в работающем виде.
Какое-то время подобные заведения ещё стояли в начале 20 века, после чего исчезли или превратились в обычные рестораны, где отдых и кайф заменили едой и алкоголем. А классическая инструментальная музыка и бальные танцы остались. И даже нравились кому-то. Как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные. На безрыбье ... не пропадать же добру.
Ну а мы будем вспоминать эти кафе и рестораны с киосками. Как говорится, ещё не поздно...
Автор: tech_dancer, август 2019